ориентация на экономическую рациональностьРаздел: Теория дефолтов | 27-11-2024 |
Прежде всего неверно, будто ориентация на экономическую рациональность есть "идея буржуазии". В условиях социализма рациональные методы хозяйствования необходимы в еще большей степени в целях более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей каждого члена общества. Да и при капитализме рационализация наносит рабочему классу ущерб не сама по себе, а лишь как средство усиления эксплуатации. Рациональная организация производства внутри отдельных капиталистических предприятий, элементы планомерности во взаимоотношениях между буржуазным государством, концернами, трестами образуют материальные предпосылки социалистического переустройства общества на плановых основах. Отрицая экономический рационализм как таковой, Лефевр вместе с ним отрицает и указанные предпосылки. Неудивительно, что его планы "гуманизации общества" порой приобретают откровенно утопическую окраску.
Несомненный утопизм сказывается, например, в намеченных этим ревизионистом перспективах "конца труда", т.е. полной ликвидации трудовой деятельности как итога автоматизации производства. Модель нетрудового общества, или "общества досуга", как называют его единомышленники Лефевра, движима в сущности иррациональным протестом против монотонной, нетворческой деятельности, доставшейся в удел большинству трудящихся в капиталистических странах. Несмотря на апелляции к современным сдвигам в материальном производстве, эта реакционная критика отчужденного труда не содержит фактически ничего нового. Ведь пресловутое "право на леность" отстаивалось анархистами еще в прошлом веке.
В своих проектах "прекращения" трудовой деятельности Лефевр вновь ссылается на К. Маркса, изображая его в духе "негативной диалектики" Франкфуртской школы — как "мыслителя отрицательного".
Смотрите также: Ремонт рыночной модели«Восточный» пример кризиса стратегии Кризисная эволюция ревизионизма Многочисленные дефолты как реальность Экономическая модель Японии |