Социалистический плюрализм против социализмаРаздел: Теория дефолтов | 26-09-2024 |
То, что отделяет указанных авторов от сторонников "рыночного социализма", касается интерпретации государственной и "коллективной" (вернее, коллективно-групповой) собственности. С прямой критикой позиций "рыночников" в этих вопросах выступает, в частности, Шафф. По его мнению, "ошибаются те, кто, ссылаясь на слова Маркса об обобществлении производства, повторяют тезис о противоположности обобществления и огосударствления" Шафф указывает далее, что "огосударствление есть форма обобществления". Мало того, он согласен и с тем, что, "пока существует государство, оно (огосударствление. — А.Х.) является высшей формой обобществления". Аналогичны заявления Бруса. В отличие от Шика, Селуцкого или Гароди он не спешит объявить собственность обособленных коллективов "подлинно общенародной". Им утверждается, что передача средств производства обособленным коллективам "является попыткой решения проблемы обобществления.. за счет ограничения общенационального характера собственности". По Брусу, коллективно-групповая собственного» игнорирует "объективную тенденцию к возрастанию роли центрального планирования", что ведет к росту цен, высокой и устойчивой безработице.
Польские ревизионисты, следовательно, формально не отрицают таких атрибутов социалистической экономики, как преобладание государственного сектора, централизованного планирования, примат "макроэкономической точки зрения" в целом. Однако, с их точки зрения, для реального обобществления средств производства необходимы еще и другие предпосылки, прежде всего "социалистический плюрализм". Это условие, поясняет, в частности, Брус, "равносильно дозволению на базе социализма центров политической инициативы, независимых от правительства и, следовательно, если называть вещи своими именами — легальных форм организованной оппозиции".
Вопрос о соотношении социализма и плюрализма донельзя запутан и извращен современным ревизионизмом. И буржуазные антикоммунисты, и их ревизионистские последователи всегда стремились опорочить социалистическое общество, изображая его сообществом безликой серости, где нет простора для разнообразных талантов, вкусов, привычек, для развития богатой творческой индивидуальности. Нет ничего более далекого от действительности, чем эта убогая карикатура на социализм.